Грифон
Грифон (гриф) — сказочное животное, символизирующее господство над двумя сферами бытия: землей (посредством своего туловища — львиного) и воздухом (посредством своих головы и крыльев — орлиных).
«Крылатыми чудовищами» называет грифов Геродот, повествуя об их постоянной войне с Аримаспами; почти столь же неопределенно говорит о них Плиний, упоминая о длинных ушах и изогнутом клюве этих «легендарных птиц».
Пожалуй, самое подробное описание найдем у предполагаемого сэра Джона Мандевиля в главе 85 его знаменитых «Путешествий»: «Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть, как если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю «ипотаны» (гиппопотамы), которые живут то на суше, то в воде, они наполовину люди, наполовину лошади и питаются только человечиной, когда удается ее раздобыть. Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем в других местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад львиный, и это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа больше восьми львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов. Гриф, разумеется, может поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов, когда их в одной упряжи выводят в поле, так как когти на его лапах огромные, с туловище вола, из когтей этих изготовляют чаши для питья, а из его ребер — луки».
Грифон — огромное существо, возможно восемь футов длиной от груди до крестец, не считая четырехфутового львиного хвоста с черной меховой кисточкой на конце. Рост грифона достигает до трех с половиной футов в плечах. Грифон имеет хищную голову, похожую на голову ястреба или орла с большим крючковатым клювом и большими глазами. Но на отличие от птицы указывают оперенные уши на верхней части головы и глаза с тяжелыми веками. Его ужасный клюв кажется очень гибким и подвижным в том месте, где соединяется с головой, позволяя грифону иметь мимику.
Его передние ноги похожи на ноги хищной птицы с огромными когтями, но в отличие от птичьих, имеющих мощную костную структуру. Говорят, что коготь грифона был размером с коровий рог. Его большие крылья имеют размах до двадцати футов. Толстые перья, покрывающие половину внешней стороны его тела, уступают место гладкому меху в середине. Задняя часть грифона является львиной. Грифон окрашен почти всеми цветами земли, от насыщенного красно-коричневого на перьях до светло-коричневого окраса меха на львиной части тела, глаза его цвета темного янтаря. Золотые чешуйки его передних ног и теплый оранжево-желтый цвет основания клюва.
Типологические предпосылки этого символа можно обнаружить на Древнем Востоке, например в ассирийских, сочетающих несколько видовых животных признаков существах, называемых карубу, откуда произошло еврейское херуб (херувим, один из чинов ангельских в христианстве). Частое изображение грифоновидных существ в персидском искусстве создало предпосылки для утверждения их в глазах иудеев как символа Древней Персии.
В Греции грифоны символизировали уверенность в своих силах, но при этом бдительное, проницательное могущество. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон, а также в качестве стража золота гипербореев на далеком Севере. Грифон указывается в качестве воплощения богини мести Немесиды, вращающим колесо судьбы. В одной из легенд грифон символизирует высокомерие (лат. superbia), поскольку Александр Великий пытался-де преодолеть границы небес на летящем грифоне.
В средние века символика грифа противоречива. В одном итальянском бестиарии сказано, что он означает демона; обычно же он — эмблема Христа, так и трактует его Исидор Севильский в своих «Этимологиях»: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; он орел, ибо после воскресения возносится на небо». В XXIX песне «Чистилища» Данте грезится триумфальная колесница, запряженная грифом; орлиная его часть золотая, львиная — белая с алым, дабы, согласно комментаторам, обозначить человеческую природу Христа [Стихи эти напоминают описание Жениха в «Песне Песней» (5:10-II): «Возлюбленный мой бел и румян… голова его — чистое золото»]. (Белое, смешанное с красным, дает цвет плоти.) Другие полагают, что Данте тут хотел представить символ папы, который одновременно священнослужитель и царь. Дидро в своей «Христианской иконографии» пишет: «Папа, как понтифик или орел, возносится к престолу Господа, дабы получать его приказания, и, как лев или царь, шествует по земле могущественно и властно».
Представляемый первоначально в качестве дьявола — похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом обеих природ (божественной и человеческой) Христа, именно вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон также считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.
Рельеф из царского дворца, ок. 870г. до н.э.
В различных ремесленных поделках (текстильные изделия, золотокузнечество и др.) изображения грифонов весьма популярны. То же и в геральдике, в которой Бёклер (1688) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы». Чаще всего знак грифона на своих гербах использовали благородные семейства. Самым примечательным в этом смысле является грифон на гербе Английского королевского семейства.
Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
Этимология слова «грифон»
Грифон, griffin Наиболее интересная особенность этого слова —замены букв в его орфографии. Griffin —это форма, в которой слово впервые появляется в староанглийском. Griffon, gryphon —тоже считаются правильными. На протяжении столетий в английском правописании можно было встретить следующие варианты (выбирайте, у нас свободная страна!): griffun, gryffoun(e), gryffown, griffoun(e), greffon, gryffon, grifon, griffion, griffen, gryfon, griffyn, grefeyne, grifyn, gryffin, gryffen, griphon, gryphinne, grephoun, griphin, gryphin, и gryphen. Всего двадцать шесть штук.
Непосредственный источник —старофранцузские griphoun, gripon, пришедшие от латинских gryps, gryphis, которые являются квазизаимствованиями греческих grups, grupos. Исходное слово греческого языка имеет простое P, без придыхания. (*1) Первоначальное происхождение слова неизвестно.
______________________________
(*1) Те, кто говорит по-латыни и знают греческий, склонны привносить не-латинские особенности в свое произношение греческих слов, отчего произошло много искажений в самой латыни. Некоторые слова, родные для латинского языка, по ошибке приобрели греческие черты. Однако, их произношение останавливается с придыханием: chenturio для centurio «центурион, командир сотни человек» (лат. centum «сотня», сравните с греческим hekaton "сотня"). Англоговорящие делают похожую ошибку относительно «французских» особенностей, когда lingerie произносится так, как будто французское слово было бы langeree.
Информация взята с сайтаhttp://dragons-nest.ru/main.php